Как запустить стартап, который привлечет инвесторов

Стартап помогает воплотить новаторскую идею и получить финансирование для ее развития. Если бизнес-модель удачная, а продукт востребован, стартап может принести крупный доход в короткие сроки.

Поговорим о том, что такое стартап, где взять идею для него и привлечь вложения.

Стартап — что это

Стартап — это проект, который находится на этапе развития. Такая коммерческая организация ставит целью привлечь инвестиции и в сжатые сроки вернуть их, увеличив доходность. Каждый стартап строится на уникальной бизнес-модели, в основе которой, как правило, лежит оригинальная идея.

Например, видеочат для корпоративных клиентов, онлайн-магазин или курсы иностранных языков — не стартапы. Их бизнес-модели компании применяли многократно, а продукт нельзя считать новаторским. Примеры стартапов — медицинская система «Нейроспутник» и проект для продажи подписок на комиксы Zestworld. Они предлагают решения и продукты, которым нет аналогов.

Многие считают, что стартап и малый бизнес — это одно и то же. Однако у них есть важные отличия:

  • Новаторство. Продукт или решение, которое получают в ходе работы стартапа, разрабатывается впервые.
  • Доходность. Если стартап «выстрелит», он может принести шестизначные суммы в ограниченный срок. Прибыль от малого бизнеса, как правило, меньше.
  • Инвестиции. Обычно источники финансирования малого бизнеса — кредитование и накопления. В стартапы вкладывают деньги инвесторы, а его создатели представляют идею на краудфандинговых и донат-сервисах, чтобы получить материальную поддержку.
  • Продукт. Бизнес знает, какой будет продукт, и получает его в сжатые сроки. У стартапов на этапе запуска есть только идея, которая может не оправдать своих ожиданий. Ее тестируют, перед тем как выпустить готовое решение.

Виды стартапов

Выделяют разные виды стартапов: по объему, деятельности и размеру финансирования. Отдельная категория — социальные проекты. Их цель — не только заработок, но и решение общественных вопросов. Обычно стартапам такого типа выдают гранты масштабные корпорации.

Существуют также дочерние стартапы. Это проекты, которые развиваются из крупных компаний — от корпораций они и получают инвестиции. Например, такие стартапы вырастали из Google.

Продаваемые стартапы запускают и развивают, чтобы проект перешел во владение крупной компании, а основатель — получил крупную прибыль. Как правило, они разрабатывают перспективные технологии и вызывают интерес у компаний-гигантов вроде Google, Uber или «Яндекса». Эти компании приобретали многообещающие проекты, чтобы улучшить свои позиции на рынке.

Как развиваются стартапы

Этапы становления стартапа:

  • Pre-seed. Создатели проекта формулируют основную идею и гипотезу. Они представляют, какой будет продукт и кому он понадобится. Однако четкого бизнес-плана и инвесторов у них еще нет.
  • Seed. Участники стартапа анализируют нишу и конкурентов. Затем они разрабатывают стратегию выхода на рынок и ищут источники финансирования.
  • Прототип. Команда создает макет, прототип или минимально жизнеспособный продукт (MVP). Его демонстрируют действующим и будущим инвесторам, чтобы прояснить свой бизнес-план.
  • Альфа-версия. Компания разрабатывает первоначальный готовый продукт и тестирует его. Выявленные недостатки исправляют, рассматривают варианты улучшения продукта.
  • Закрытая бета-версия. Готовую разработку представляют небольшой выборке целевой аудитории. Потенциальные клиенты пробуют продукт и дают обратную связь.
  • Открытая бета-версия. Законченный и протестированный продукт запускают на широкую аудиторию. Его продвигают, отстраивают от конкурентов и расширяют производство.

Кто инвестирует в стартапы

Создатели стартапа привлекают инвесторов, которые заинтересованы в разработке перспективного продукта.

Возможные источники инвестиций:

  • Бутстрэппинг. Это источники, которые не связаны с частными инвесторами. К ним относятся личные средства, кредиты и займы, первый доход от продаж.
  • FFF-инвесторы. Friends, Family, Fools — это друзья, семья и неопытные вкладчики. Последние еще не имеют знаний и опыта, не оценивают риски и доходность объективно. Их несложно убедить вложиться в проект, если грамотно презентовать проект.
  • Краудфандинг. Группа людей объединяется, чтобы собрать нужную сумму и поддержать проект.
  • Донаты. Это безвозмездные переводы от частных лиц. Суммы пожертвований обычно небольшие, но за счет их количества можно накопить на запуск стартапа.
  • Бизнес-ангелы. Так называют инвесторов, которые вкладывают деньги и участвуют в проекте, а взамен получают долю стартапа или процент от дохода.
  • Посевное, или высокорисковое финансирование. Поддержка от венчурных фондов, которые вкладывают деньги и могут консультировать начинающих бизнесменов.
  • Публичное предложение, или IPO. Стартап выпускает акции и размещает их на фондовом рынке. Затем их покупают заинтересованные инвесторы, чтобы получать дивиденды после того, как компания начнет приносить прибыль. Этот вариант наиболее затратный, но его эффективность достаточно высока.

Как привлечь инвестора

Инвесторы вкладывают деньги только в проекты, которые они считают доходными. Чтобы доказать перспективность своего начинания, стартаперы составляют бизнес-план и презентуют проект на специальном мероприятии — питчинге.

Любые ваши утверждения должны быть аргументированы. Откажитесь от заявлений в духе «у нас исключительный продукт», «наша идея принесет вам миллионы». Создайте финансовый план, подкрепите его прогнозами и расчетами — так вы обозначите расходы для инвестора и приблизительные сроки возврата вложений. А также покажете, что вы подходите к делу основательно и прагматично.

Схема питча:

  • обозначение проблемы, которую решит ваш продукт.
  • способ решения — идея стартапа;
  • бизнес-модель;
  • этапы воплощения бизнес-модели, включая то, что уже выполнено;
  • целевая аудитория;
  • результаты анализа рынка;
  • сжатый roadmap — стадии развертывания стартапа на квартал, полгода или год;
  • команда и обязанности каждого ее члена;
  • инвестиционное предложение — условия финансирования.

Общайтесь с инвестором честно и открыто, говорите емко. Не бойтесь озвучить потенциальные трудности и пути их решения. Заранее предусмотрите возражения инвестора и способы их отработки.

Как найти идею для стартапа

Современные новаторские проекты нужны, чтобы решить актуальные проблемы пользователей. Поразмышляйте, какие сложности вы испытываете в повседневной жизни, чего вам не хватает для их решения.

Так, основатель стартапа Locket Labs не использовал социальные сети. Он искал способ делиться фотографиями со своими знакомыми так, чтобы адресат не проигнорировал их. В итоге получилось приложение для отправки изображений на главный экран смартфона. Им воспользовались миллионы людей по всему миру.

Еще один путь — улучшать уже имеющиеся, но плохо функционирующие разработки. Здесь также можно обратить внимание на повседневные проблемы людей: аренду, бронирование, поиск парковочных мест, запись к врачам. Если вы создадите решение, которое сделает эти процессы максимально простыми и удобными, вы быстро получите клиентов.

Например, digital-стартап LifeHelp создал платформу для женщин, которым необходима психологическая помощь. Этот социально значимый проект стал пользоваться популярностью и вовлекать все больше клиентов и специалистов.

Вот направления, в которых можно почерпнуть идеи для проекта:

  • Образование. Вы можете создать продукт для взрослых или детей. Так, взрослым могут понадобиться приложения для эффективного освоения какого-либо навыка, а детям — программа-консультант для выполнения домашних заданий.
  • Бьюти-индустрия. Присмотритесь к идеям выпуска эко-косметики, функциональных массажеров, приложений для составления здорового рациона, поиска нейл-мастера и других специалистов.
  • Услуги. Агрегатор специалистов, которые будут выполнять задания за оплату — возможность привлечь широкую аудиторию. Например, можно создать платформу для сценаристов, копирайтеров и транскрибаторов с удобным форматом оплаты и минимумом бюрократической волокиты.

Как запустить проект

Стандартного шаблона для запуска успешного проекта не существует — каждый стартап проходит свой путь и сталкивается со своими трудностями. Мы приводим примерную схему:

  1. Выберите идею. Создайте оригинальную бизнес-модель или развивайте ее на базе уже разработанного решения.
  2. Проанализируйте ЦА и отрасль. Составьте портрет вашего клиента в каждом сегменте, чтобы понять, какие его потребности и боли будет закрывать ваш продукт. Изучите похожие предложения на рынке и убедитесь, что решений, аналогичных вашему, нет.
  3. Соберите команду. Постарайтесь найти единомышленников, которые поддерживают вашу идею и разделяют ваши ценности. Однако схожих взглядов недостаточно: важно выбирать профессионалов, каждый из которых будет отвечать за какой-либо процесс.
  4. Привлеките инвестиции. Если у вас есть свои накопления, пустите их в дело. В ином случае подумайте, какие инвесторы могут быть заинтересованы в вашем проекте, и предложите им рассмотреть ваш питч.
  5. Работайте. Создавайте и тестируйте продукт — собственными силами и с помощью фокус-групп. Собирайте обратную связь и улучшайте разработку, пока она не удовлетворит вас и ваших клиентов.
  6. Выпустите продукт. В бизнес-плане вы должны заранее продумать, как будете реализовывать и по каким каналам продвигать продукт. После запуска анализируйте и корректируйте вашу стратегию.

Когда продукт выйдет на рынок, важно позаботиться о грамотном маркетинге и аналитике. Так как в первое время придется экономить бюджет, определите самые эффективные каналы продвижения и откажитесь от убыточных. Используйте автоматизацию, например, Сквозную аналитику Calltouch.

Типичные ошибки

Неопытные бизнесмены совершают множество ошибок. Вот некоторые из них:

  • Непродуманное ценностное предложение. Важно понимать, что вы дадите своему клиенту и почему он должен остановиться именно на вашем решении.
  • Непродуманное планирование. Стихийность приводит к тому, что команда не согласована, выполняет много бесполезной работы и совершает ошибки. Внедрите инструменты планирования и организации работы, например, Agile или Kanban.
  • Отсутствие тестирования. Важно еще до запуска собрать мнения аудитории. Как только вы выпустите минимально жизнеспособный продукт, проверяйте его на будущих клиентах. Тестируйте каждый этап и вносите коррективы.

Примеры успешных стартапов

В России есть примеры проектов, которые из стартапов превратились в компании с крупным капиталом. Например, это сервис каршеринга «Делимобиль», кикшенинг «Юрент», проект аренды пауэрбанков «Бери заряд!» или маркетплейс KazanExpress с доставкой на следующий день после заказа.

Если вы создадите решение для автоматизации рутинных задач или улучшения городской среды, вы сможете пополнить этот список.

Коротко о главном

Под стартапами понимают недавно созданные коммерческие проекты, которые находятся на этапе запуска или только заявили о себе на рынке. От малого бизнеса их отличает оригинальная инновационная идея и нетипичные виды финансирования — инвестиции, краутфандинг, донаты, предложения от венчурных фондов. Идея для стартапа — это не имеющее аналогов решение, которое упрощает жизнь человека.



Запись Как запустить стартап, который привлечет инвесторов впервые появилась Postium.