Кто такой комьюнити-менеджер и чем он занимается

Востребованность комьюнити-менеджеров растет, при этом не все понимают, что это за направление. Возможно, в вашей организации не хватает именно такого специалиста. Или вы сами можете стать в нем успешным специалистом.

В России направление комьюнити-менеджмента появилось относительно недавно, у специалистов в нем хорошие перспективы развития. Мы расскажем, что это за направление и за что оно отвечает. Что нужно знать и уметь, чтобы стать комьюнити-менеджером, где обучиться профессии, сколько в ней можно зарабатывать.

Читайте также: 15 способов заработка с помощью нейросетей

Что такое комьюнити-менеджмент

Комьюнити-менеджмент заключается в создании и развитии сообщества, связанного общей идеей и взглядами (комьюнити). Этот термин зародился в игровой индустрии. Популярные игры вроде Бравл Старс сложно представить без активного комьюнити. Позднее понятие комьюнити-менеджмента пришло в некоммерческие организации других сфер и в бизнес.

Что такое комьюнити-менеджмент

Комьюнити-менеджер – это специалист, который развивает такое сообщество. У него всегда есть глобальная цель – расширять комьюнити, но единых требований в этой профессии нет. Именно поэтому многие не понимают, чем занимается комьюнити-менеджер, чем он отличается от СММ-щика и за что вообще он получает деньги.

Что такое комьюнити-менеджмент

На самом деле СММ-щики часто берут на себя функции комьюнити-менеджера. Например, когда ведут блоги и соцсети компаний, общаются с аудиторией этих онлайн-сообществ, закупают рекламу, чтобы расширить сообщества. Но в идеале СММ и комьюнити – это два разных направления, которые постоянно взаимодействуют. У специализаций есть три важных отличия.

Отработка запросов клиентов. В крупных компаниях это делают не СММ, а комьюнити. СММ может передать запрос в нужный отдел, комьюнити же будет полностью его курировать: искать ответственных сотрудников и вести запрос до полного разрешения ситуации.

Причастность к продажам. Главная задача SMM – продажи в соцсетях. У комьюнити главная цель – это увеличение лояльной к бренду аудитории, прямой задачи продавать нет.

Онлайн и офлайн. Работа комьюнити-менеджера не ограничивается онлайн-пространством. В сфере его ответственности и офлайн мероприятия – презентации, форумы, конференции, встречи с лидерами мнений.

Статья в тему: Кто такой графический дизайнер

Чем занимается комьюнити-менджер

Что такой специалист будет делать на работе – зависит от его договоренностей с работодателями. Перечислим обязанности, которые обычно присутствуют в должностных инструкциях.

Увеличение комьюнити, снижение оттока аудитории. Организация притока новых подписчиков в соцсети бренда, вовлечение подписчиков, стимулирование их к общению между собой. Организация и проведение рекламных промо-акций для роста лояльной аудитории, в том числе и офлайн.

Поддержание благоприятной атмосферы внутри сообщества. Если возник конфликт – его нужно грамотно погасить, то же самое касается чрезмерной токсичности и активности хейтеров.

Пример, вот как отрабатывает негатив в комментариях Магнит. Они переводят коммуникацию в личные сообщения:

Чем занимается комьюнити-менджер

Прием и обработка запросов подписчиков. Это могут быть вопросы, предложения, жалобы от конкретного клиента или всей аудитории. Комьюнити-менеджер не просто передает обращение в соответствующий отдел, он сопровождает его на всех этапах обработки, в том числе доводит окончательный результат до заявителя.

Взаимодействие с лидерами мнений. Лояльно настроенный лидер мнений сделает лояльной к бренду свою аудиторию. В обязанности комьюнити-менеджеров входит поиск блогеров и способов заинтересовать их. В крупных структурах в этой задаче им могут помогать инфлюэнс-маркетологи.

Исходя из этих обязанностей, можно примерно понять, какие навыки нужны комьюнити-менеджеру. Перечислим их в следующем разделе.

Что нужно знать и уметь

Из гибких навыков комьюнити-менеджеру необходимы коммуникабельность, креативность и лидерские качества. Работа непростая, не обойтись без стрессоустойчивости, умения делегировать и строгого тайм-менеджмента. Не помешает знание английского, даже если работодатель этого не требует. На западе направление появилось раньше, и сейчас оно развито лучше. Самые ценные теоретические познания и кейсы находятся в иностранных источниках.

Профессиональные навыки комьюнити-менеджера включают маркетинг, аналитику, PR. Важно обладать пониманием социальной архитектуры и психологии, уметь управлять проектами, организовывать мероприятия. Чтобы быть хорошим комьюнити, нужно разбираться в работе СММ и копирайтеров. В крупных организациях за эти направления отвечают отдельные специалисты, но комьюнити-менеджер должен уметь оценить их работу и наладить взаимодействие с ними.

Какие функции будет выполнять этот специалист при работе на конкретного заказчика, зависит от потребностей организации. Например, вот какие задачи ставит в вакансии организатор офлайн-курсов:

Что нужно знать и уметь

А вот каким видит своего комьюнити-менеджера стоматологическая клиника в Москве:

Что нужно знать и уметь

Готовность обучаться указывают во многих вакансиях, и в этом работодатели правы. Комьюнити-менеджеру могут понадобиться смежные навыки, а без постоянного повышения квалификации и изучения трендов оставаться успешным и высокооплачиваемым специалистом просто не получится.

Это интересно: Как продвинуть Телеграм-канал самому

Сколько зарабатывает комьюнити-менеджер

На момент написания статьи на HH активно 177 вакансий по специальности. Из них в 44 готовы нанять сотрудника без опыта в сфере. Во многих вакансиях не указан уровень зарплаты. Чаще всего причина в том, что компания хочет оценить уровень претендента и предложить ему оплату в соответствии с навыками. Также во многих организациях доход комьюнити-менеджеров сильно зависит от выполнения KPI.

Сколько зарабатывает комьюнити-менеджер

В вакансиях с указанным уровнем дохода он варьируется от 40 до 170 тысяч рублей. Сложность поиска работы в том, что во многих вакансиях фактически ищут не комьюнити менеджера, а другого специалиста – СММ, маркетолога или даже офис-менеджера. Есть и обратные примеры, когда должность комьюнити-менеджера называют по-другому.

В вакансиях с зарплатой от 100 тысяч рублей требуется высшее образование в сфере маркетинг или менеджмент. Для многих нанимателей важно, где претенденты обучались комьюнити-менеджменту.

Где учиться комьюнити-менеджменту

На момент написания статьи на портале «Поступи Онлайн» представлено 162 обучающие программы. Из них 138 – это кафедры в ВУЗах, есть одна специализация в колледже (Москва, Синергия). Остальные программы – это курсы.

Где учиться комьюнити-менеджменту

Чтобы поступить в ВУЗ на специальность комьюнити-менеджера после школы, обязательно нужно сдавать обществознание. В качестве второй дисциплины по выбору стоит рассмотреть информатику.

Освоить профессию на краткосрочных курсах невозможно, обычно это комплекс. Например, на платформе Skillbox по запросу «комьюнити-менеджер» выдается 5 профессий и 12 курсов:

Где учиться комьюнити-менеджменту

По сути здесь «профессии» – это профессиональные навыки, а «курсы» – мягкие навыки, которые пригодятся в профессии.

В Университете Синергия есть онлайн-курс по комьюнити-менеджменту. Он идет рассчитан на два месяца, обучение идет 36 часов. По программе обучения понятно, что за такое короткое время можно получить исключительно базовые знания и навыки:

Где учиться комьюнити-менеджменту

В Британской высшей школе дизайна есть курс «Комьюнити для бизнеса». Он тоже рассчитан на два месяца, идет 51 академический час. В программе больше модулей:

Где учиться комьюнити-менеджменту

Получить азы профессии комьюнити-менеджера можно самостоятельно – по книгам, пособиям и памяткам от зарубежных авторов, по тематическим экспертным блогам. Однако, без практики освоить необходимые навыки не получится. Самостоятельный поиск информации в открытых источниках – это скорее способ понять, подойдет ли профессия и есть ли желание в ней развиваться.

Коротко о главном

Комьюнити-менеджмент – перспективное направление для обучения и работы. Освоить его на краткосрочном курсе не выйдет, нужен комплекс курсов или обучение в ВУЗе. Если вам нужен комьюнити-менеджер, вы можете открыть вакансию на готового специалиста или обучить своего сотрудника смежной специальности, например, СММ.

Полезные ссылки:

Запись Кто такой комьюнити-менеджер и чем он занимается впервые появилась Postium.