Бенчмаркинг – что это такое простыми словами, цели и задачи, +примеры

Бенчмаркинг – сравнение процессов и параметров компании с аналогичными процессами и параметрами других компаний. Помогает выявлять и использовать в своих целях сильные и слабые стороны конкурентов – перенимать их успешный опыт и избегать шагов, показавших неэффективность.

В статье разберемся в разновидностях бенчмаркинга, выясним, какие задачи он решает и как проводится. Рассмотрим типичные примеры.

Читайте также: Лестница узнавания Бена Ханта в маркетинге

Цели и задачи бенчмаркинга

Успех бизнеса зависит от многих показателей – качества товара, стратегии его продвижения, ассортимента, сервиса и пр. Чтобы сохранять конкурентоспособность на рынке, нужно изучать опыт других компаний. Сравнение своих и чужих показателей позволит понять, в чем именно вы проигрываете конкурентам. Поможет выявить их успешные практики и адаптировать под особенности собственного бизнеса.

Процедура такого сравнительного анализа называется бенчмаркингом. С его помощью можно рассматривать:

  • Бизнес-процессы.
  • Маркетинговые стратегии.
  • Качество продукции.
  • Производственные затраты.
  • Ценовую политику.
  • Сервисные услуги.
  • Удовлетворенность клиентов и пр.

Пример. Сравнение характеристик нескольких конкурирующих предприятий.

Цели и задачи бенчмаркинга

Бенчмаркинг помогает улучшить ключевые характеристики бизнеса и поднять его позиции на рынке.

Основные цели проведения бенчмаркинга:

  • Повышение качества продукции или услуг.
  • Оптимизация процессов, снижение затрат.
  • Увеличение эффективности работы, рост производительности.
  • Новые конкурентные преимущества. Повышение рейтинга на рынке.

Задачи, которые нужно решить для достижения поставленных целей:

  • Выявление различий между своей компанией и изучаемыми компаниями.
  • Поиск и изучение успешных практик, способных дать конкурентные преимущества.
  • Фиксирование чужого негативного опыта, недопущение его повторения.
  • Исправление своих обнаруженных ошибок, отказ от убыточных технологий.
  • Создание стратегии по адаптации и внедрению чужих эффективных наработок в свой бизнес.
  • Мониторинг прогресса и корректировка плана действий.

Результат проведенного бенчмаркинга зависит от того, насколько масштабно ставились и решались задачи: от точечного роста отдельных показателей до повышения общей прибыльности бизнеса.

Статья в тему: Что такое email-маркетинг

Какие виды бенчмаркинга бывают

Классифицировать бенчмаркинг принято по двум основным критериям: охвату и объекту анализа.

Виды бенчмаркинга по отраслевому и / или географическому охвату:

  • Конкурентный – сравнение своей компании с прямыми конкурентами на рынке.
  • Отраслевой – сравнение с компаниями из одной отрасли / ниши.
  • Функциональный – сравнение с компаниями из других отраслей, но с аналогичными функциями или процессами.
  • Синергетический – изучение положительного опыта компаний, независимо от рода их деятельности.
  • Генеральный – сравнение с лучшими в своем классе компаниями, независимо от отрасли.

Кроме рассмотренных выше видов внешнего бенчмаркинга, сравнивающего показатели разных компаний, существует еще внутренний бенчмаркинг, позволяющий анализировать процессы и параметры внутри одной компании, между различными отделами или подразделениями.

Пример отраслевого бенчмаркинга. Сравнение по ключевым параметрам лидирующих нефтегазовых компаний.

Какие виды бенчмаркинга бывают

Виды бенчмаркинга в зависимости от объекта сравнения:

  • Процессный – сравнение бизнес-процессов (производственных, технологических и пр.).
  • Продуктовый – изучение характеристик, качества и стоимости продукции.
  • Стратегический – рассмотрение стратегий и бизнес-моделей компаний.
  • Эффективности – сопоставление ключевых показателей эффективности (KPI) и результатов деятельности.

Бенчмаркинг дает возможность сравнивать свой бизнес с лидерами рынка, выявлять и исправлять допущенные ошибки. Помогает руководству компании принимать взвешенные решения, способствующие развитию бизнеса.

Методы проведения бенчмаркинга

Бенчмаркинг включает в себя методы, позволяющие собирать и анализировать информацию о чужом бизнесе, сравнивать свои показатели и процессы с показателями и процессами других компаний.

Основные методы бенчмаркинга:

Анализ данных – сбор и анализ количественных и качественных данных для сравнения показателей и процессов

Пример 1. Финансовый анализ – сравнение финансовых показателей (выручка, прибыль, затраты на производство).

Пример 2. Анализ производственных показателей – производительности, качества продукции, времени выполнения процессов.

Сбор данных о других компаниях обычно осуществляется через публичные отчеты, базы данных и другие доступные источники.

Наблюдение – прямое наблюдение за процессами и практиками в других организациях с целью изучения их методов работы.

Пример 1. Посещение предприятий – наблюдение за производственными линиями и рабочими процессами.

Пример 2. Оценка обслуживания клиентов путем наблюдения за работой отделов по обслуживанию клиентов.

Следует посещать организации, наблюдать за происходящими процессами и документировать увиденное. Затем анализировать уведенное и делать выводы.

Интервью и опросы – сбор информации через интервью и опросы сотрудников, клиентов или партнеров.

Пример 1. Интервью с руководителями – получение сведений о стратегиях и методах управления.

Пример 2. Опросы клиентов – получение информация о степени удовлетворенности клиентов и качестве обслуживания.

Перед тем, как взять интервью или провести опрос, следует тщательно продумать вопросы, которые будете задавать. Полученные ответы нужно проанализировать и на их основе разработать план действий по улучшению состояния дел в своей компании.

Опрос клиентов в магазине бытовой техники:

Методы проведения бенчмаркинга

Публичные источники информации – использование данных из публичных источников, таких как годовые отчеты, исследования, публикации и пр.

Пример 1. Годовые отчеты компаний – изучение финансовых показателей и стратегий конкурентов.

Пример 2. Отраслевые исследования – сравнение параметров своей компании с отраслевыми стандартами, отслеживание тенденций.

Метод предусматривает поиск и сбор информации из публичных источников. Анализ полученных данных и сопоставление с показателями своей компании. Выявление лучших практик и внедрение их в свою компанию.

Этапы проведения бенчмаркинга

Бенчмаркинг проводится в несколько этапов, с пошаговым выполнением соответствующих операций:

  1. Планирование
  • Определение целей и задач исследования.
  • Выбор процессов и показателей для анализа (ассортимент, цена, обслуживание клиентов и пр.).
  • Создание оценочных критериев (бенчмарков) для выбранных показателей, с установкой нижних и верхних границ.
  • Выбор компаний для сравнения (прямые конкуренты на рынке, производители аналогичных товаров и пр.).

2. Сбор данных

  • Выбор методов сбора данных (наблюдение, опросы, публичные источники и пр.), подготовка к их реализации.
  • Использование выбранных методов для сбора информации о процессах и показателях конкурирующих организаций.
  • Сбор данных об аналогичных процессах и показателях своей компании.

3. Анализ данных

  • Анализ и сравнение собранных данных.
  • Выявление сильных и слабых сторон конкурентов.
  • Выявление положительного опыта, пригодного для использования в своей компании.

4. Разработка плана улучшений

  • Всестороннее изучение чужих успешных практик, адаптация под особенности собственного бизнеса.
  • Определение конкретных шагов по внедрению новых практик в свой бизнес.

5. Внедрение и мониторинг

  • Реализация плана улучшений.
  • Регулярный мониторинг прогресса.
  • Корректировка процессов по мере необходимости.

Примеры бенчмаркинга

Рассмотрим кратко, как проводится бенчмаркинг в разных отраслях.

Производственная компания

Цель: Снижение производственных затрат.

Вид бенчмаркинга: Процессный, отраслевой.

Задачи: Сбор данных по ключевым производственным характеристикам своей компании и компаний конкурентов. Сравнение производственных процессов предприятия с лидерами отрасли, выявление более эффективных методов и внедрение их на своих линиях.

Розничная сеть

Цель: Повышение уровня клиентского обслуживания.

Вид бенчмаркинга: процессный, конкурентный.

Задачи: Изучение и сравнение процессов обслуживания клиентов с лучшими практиками конкурентов. Обучение персонала и внедрение новых стандартов обслуживания.

Технологическая компания

Цель: Ускорение разработки новых продуктов.

Вид бенчмаркинга: продуктовый, процессный, функциональный.

Задачи: Сравнение процесса разработки продуктов с компаниями из других отраслей, адаптация их лучших практик для ускорения своих процессов.

Заключение

Бенчмаркинг – это эффективный инструмент улучшения параметров и процессов организаций. Позволяет изучать и использовать опыт более успешных компаний, повышать за их счет эффективность и конкурентоспособность собственного предприятия. Включает в себя ряд методов, выбор которых зависит от направленности бизнеса и целей проводимых исследований.

Полезные ссылки:

Запись Бенчмаркинг – что это такое простыми словами, цели и задачи, +примеры впервые появилась Postium.