Интеллект-карта в маркетинге: как создать и использовать

Интеллект-карты используют в образовании, менеджменте, рекламе и любой проектной деятельности. Их рисуют на бумаге или в специализированной программе. Расскажем, как создать интеллект-карту и в каких сервисах удобно это делать.

Что такое mind map

Интеллект-карта — это блок-схема, которая представляет сложный процесс структурировано и наглядно. Она показывает взаимосвязи, выделяет главное и второстепенное. Ментальная карта помогает вычленить основную мысль проекта, выявить векторы его развития, а также не упустить детали.

Компоненты mind map:

  • ядро (основной блок);
  • ветви, показывающие связи и взаимосвязи;
  • другие блоки — второго, третьего и последующих уровней.

Элементы могут располагаться в любой последовательности, в связи с чем схемы имеют разный вид.

Плюсы и минусы метода

Основные достоинства:

  • помогает легко воспринимать и запоминать информацию;
  • позволяет генерировать идеи в короткие сроки за счет наглядной демонстрации основы;
  • упорядочивает сложные данные;
  • позволяет увидеть процесс целиком и в деталях.

Главные недостатки интеллект-карт:

  • Необходимость разъяснять ее содержание. Вне контекста карта не всегда понятна — новых сотрудников придется вводить в курс дела.
  • Необходимость актуализации. Нововведения, которые влияют на процессы, важно отражать в схеме.

Где применяют интеллект-карты

Основные области применения:

  • Образование. Школьники и студенты «перерабатывают» в формат ментальной карты сложный материал для быстрого запоминания. Преподаватели и тьюторы преподносят информацию наглядно для простого усвоения аудиторией.
  • Менеджмент. Руководители планируют процесс решения задачи и организуют работу команды. Ответственные специалисты с помощью карты осмысляют проблему, методы решения и возможные последствия.
  • Реклама и маркетинг. С помощью mind map пошагово изображают маркетинговую кампанию, стратегию или варианты продвижения бренда. Если маркетинговые активности продуманы верно, вы увеличите количество клиентов и прибыль. Проверить эффективность рекламы можно с помощью сквозной аналитики, например, сервиса Calltouch.
  • IT. Карта помогает представить процесс разработки или схему работы продукта.
  • Саморазвитие. Инструмент помогает осмыслить свои достижения или путь к ним.

Виды ментальных карт

Для разных целей бизнеса есть различные схемы:

  • Древовидная. В центре — ключевая мысль или проблема. От нее отходят «ветви» к вариантам решения. Уровней может быть несколько, например, более и менее значимые решения или подуровни с инструментами, ресурсами, компетенциями.

    Виды ментальных карт
    Древовидная

  • Структура. Вверху — ключевой аспект, под ним располагаются значимые уровни и подуровни. Например, так выглядит управленческая структура организации — от генерального директора до руководителей отделов.
  • Fishbone. Буквально — рыбья кость. Основная мысль располагается в «голове». «Хребет» изображают в виде костей, направленных по обе стороны головы — на них указывают второстепенные пункты: слева направо по степени важности.

    Виды ментальных карт
    Fishbone

  • Таблица. Простая и знакомая схема, с помощью которой сравнивают достоинства и недостатки разных объектов, процессов или вариантов решения проблемы.
  • Линия времени. Показывает хронологию и позволяет наглядно планировать те или иные изменения в работе компании.

Рекомендации для составления карты

Чтобы создать наглядную и информативную mind map, следуйте рекомендациям:

  • Придерживайтесь иерархии. Проблемы, их главные и второстепенные варианты решения, обязательные и вспомогательные инструменты нужно располагать по степени значимости.
  • Оставляйте пространство между компонентами. Это упрощает восприятие и позволяет актуализировать схему.
  • Пишите кратко. В идеале, в пределах 3 слов в одном элементе.
  • Используйте графику. Изображения, фото, разные цвета и символы делает материал более понятным. Каждую ветвь желательно оформлять отдельным оттенком.
  • Составляйте схему до 5 уровней. Чтобы не путаться в большом объеме информации, сделайте несколько карт и перелинкуйте их.

Как создать интеллект-карту

Представим вариант пошагового процесса.

Определите инструмент для создания карты. Возьмите ватман, разноцветные маркеры, стикеры и ручки. Или протестируйте разные сервисы майнд-мэппинга, чтобы выбрать наиболее удобный.

Выберите основного элемента. Решение проблемы, план, структура организации или продукта — все это может быть темой интеллект-карты. В центр поместите сформулированную основную мысль, выделите ее графически.

Сформулируйте основные идеи и постройте взаимосвязи. Определите элементы, которые помогут охарактеризовать идею, решить проблему или прояснить ситуацию. Они и будут главными ветвями. Вопросы для их нахождения:

  • Что наиболее важно в данной теме?
  • Без какой информации невозможно обойтись?/Без каких этапов не получится решить проблему?
  • Что нужно выяснить или прояснить?
  • На какие подзадачи можно разбить главную задачу?

Чтобы не запутаться в вариантах, присвойте цвет каждому из них. Используйте дифференциацию оттенков, например, яркими обозначайте наиболее сложные варианты, пастельными — более простые.

Добавьте ветви и сгруппируйте их. Проведите от основных ветвей дополнительные: задайте себе или команде вопросы, указанные в пункте выше. Они должны конкретизировать информацию или способы решения проблемы.

Наиболее важные ветви стоит изображать более толстыми линиями, менее приоритетные — тонкими.

Выберите символы и образы. Продумайте, как можно идентифицировать тот или иной элемент. Используйте простые наброски, символы элементарные изображения, эмодзи.

Графика поможет лучше воспринимать информацию и активизировать зрительную память человека.

Добавьте текст. Подпишите блоки и ветви: сформулируйте суть, при необходимости приведите ассоциации. Стремитесь к краткости и точности — уточнения добавляйте рядом с основными пунктами.

Главные формулировки выделяйте шрифтом или цветом. Для дополнительных используйте стандартное начертание.

Дополните структуру. Уточняющие компоненты помогут качественно воспринимать информацию. Так, корреляции можно обозначить стрелками. Этот символ показывает направление и помогает переходить от одного фрагмента mind map к другому.

Сервисы для создания интеллект-карт онлайн

Если вы создаете ментальную карту от руки, вы максимально задействуете системное, ассоциативное и критическое мышление, развиваете фантазию. Однако для тех, кто предпочитает автоматизацию или создает схему для рабочего коллектива, есть множество инструментов. Опишем несколько из них.

Xmind. Приложение для ПК, которое позволяет создать ментальные карты различных форматов, например, фишбон, древовидную схему, бизнес-план, многоуровневую схему, SWOT-анализ. Дизайн карты можно кастомизировать: добавить блоки и ветви разных цветов и размеров, применить символы, внедрить простые иллюстрации.

MindMeister. Онлайн-сервис, который содержит множество гибких и адаптивных макетов, содержит режим фокусировки, позволяет добавлять комментарии. Доступны разные права доступа и режим совместной работы для команд. Программа совместима с инструментами Google. настройка прав доступа для коллег и совместная работа.Сервисы для создания интеллект-карт онлайн

Coggle. Сервис позволяет нескольким сотрудникам работать над майнд-картой в режиме онлайн. Его можно синхронизировать с Google.Диском, чтобы импортировать данные. Готовую схему выгружают в форматах PNG или PDF. Есть разные варианты дизайна и более 1600 иконок для кастомизации интеллект-карты.

Draw.io. Интерфейс программы похож на популярные текстовые и графические редакторы вроде MS Office или Paint. Позволяет добавлять блоки и линии разных конфигураций, опорные точки, символы. Если вам понадобится сохранить карту, вы можете авторизоваться в Google, GitLab. Возможны интеграции с Trello.Сервисы для создания интеллект-карт онлайн

Mindomo. Программа для создания интеллект- и ассоциативных карт, диаграмм Ганта и других полезных для бизнеса схем. В результат вашей работы можно добавить аудиодорожку или видео.

Коротко о главном

Интеллект-карта — возможность анализировать и систематизировать информацию, планировать работу, принимать решения. Главные принципы составления mind map: иерархичность, наглядность, индивидуализация. Специализированные сервисы позволяют компаниям составлять разные форматы интеллект-карт, кастомизировать их и организовывать совместную работу над схемами.

Запись Интеллект-карта в маркетинге: как создать и использовать впервые появилась Postium.