15 способов продвижения ресторана/кафе: в интернете, оффлайн, платно и без бюджета

Известный ресторатор Аркадий Новиков в одном интервью сказал, что считает соцсети эффективным инструментом продвижения для фудиндустрии. Также он отметил, что быстрые и вежливые ответы на критику помогают укреплять репутацию ресторана.
Особенности продвижения в ресторанном бизнесе этим не ограничиваются. Чтобы раскрутить заведение, нужно составить портрет целевой аудитории и разработать концепцию ресторана под ее потребности. Продумать фирменный стиль, выбрать подходящие способы продвижения и определить бюджет на рекламу. Обязательно контролировать качество блюд и уровень сервиса.
В этой статье собрали инструменты продвижения ресторана/кафе в интернете и оффлайн. Многие из них не требуют существенных затрат и специальных знаний.
Читайте также: 10 лучших курсов по бизнесу для начинающих предпринимателей
15 способов, которые помогут продвинуть ресторан или кафе
1. Размещение на картах
Добавьте ресторан на Яндекс Карты, Google Maps и в 2GIS. Компании из картографических сервисов чаще попадают в ТОП локальной выдачи по поисковым запросам. Клиенты, которые ищут рестораны на картах, это «теплая» аудитория. Люди обращаются к поиску, когда хотят прийти поесть или заказать доставку. Потребность сформирована, и ваша задача выделиться на фоне конкурентов. Для этого заполните профиль: добавьте эстетичные фотографии, расскажите о меню и атмосфере ресторана.
2. Агрегаторы
Подключитесь к сервисам доставки Яндекс Еда и Delivery Club. Сотрудничество с агрегаторами помогает загрузить кухню дополнительными заказами и увеличить продажи. При этом вам не нужно содержать собственный штат курьеров. Персонал партнеров справится с любым количеством доставок. Агрегаторы активно продвигаются в интернете, поэтому работа с ними повысит узнаваемость вашего бренда. Можно организовать внутреннее продвижение в рамках площадки: предоставлять скидки и проводить акции для клиентов службы доставки.
3. Соцсети
Это один из самых эффективных способов продвижения. Хорошо, если у ресторана есть аккаунты в нескольких соцсетях. Характеристики аудитории Instagram*, ВКонтакте или Телеграм отличаются. Чтобы охватить больше потенциальных клиентов, можно вести страницы на нескольких площадках.
Что нужно для успешного продвижения в соцсетях:
- Эстетика страницы. Оформите профиль в корпоративном стиле и наполняйте красивыми фотографиями. Разработайте tone of voice (ToV) бренда и придерживайтесь его в публикациях.
Фотографировать можно не только блюда, но и персонал: покажите, какие радушные и доброжелательные сотрудники ждут гостей - Таргетированная реклама. Механизмы таргетинга позволяют показывать рекламные объявления только потенциальным клиентам.
- Сотрудничество с блогерами. Заказывайте рекламу у фуд-блогеров или локальных. Оплачивать услуги не обязательно деньгами. Предложите бартер или организуйте партнерские съемки. Блогер может записывать свои выпуски в зале ресторана в обмен на упоминание заведения.
Статьи в помощь:
- 14 способов раскрутить Телеграм-канал
- Как продвинуть сообщество ВКонтакте
- Раскрутка Инстаграм*-аккаунта с нуля
4. Собственный сайт ресторана
Сайт помогает рассказать о ресторане широкой аудитории и привлечь посетителей из поискового трафика. Также как профиль в соцсетях, сайт транслирует концепцию бренда и позволяет наладить общение с клиентами. Поэтому внимательно продумайте структуру. Не перегружайте разделы текстом, сделайте удобную навигацию по страницам. Адаптируйте сайт под мобильные устройства, добавьте форму онлайн-бронирования и схему проезда.

Сделать лендинг или сайт-визитку можно самостоятельно с помощью онлайн-конструктора. Такие сервисы не требуют специальных навыков. Пользователь собирает страницу из готовых блоков в интуитивно понятном редакторе. Затем добавляет свой текст и фото. Также, обычно у конструкторов есть множество готовых шаблонов, в том числе для ресторанов и кафе.
Пример шаблона лендинга кондитерской в онлайн-конструкторе Nethouse:
А вот шаблон сайта ресторана из конструктора uKit:
Вам останется только наполнить выбранный шаблон текстом и картинками.
5. SEO-продвижение
Это долгосрочная стратегия улучшения позиций сайта в поисковой выдаче. Для этого собирают и анализируют запросы пользователей. Затем формируют массив ключевых слов, которые нужно включить в тексты. Дорабатывают структуру и улучшают юзабилити. В итоге повышается ранжирование страницы в поисковиках.
Начать можно с бесплатных способов SEO-продвижения, а потом уже закладывать бюджет. Также важно, чтобы у вас было сайт, адаптированный под мобильные устройства. Так как большинство поисковых запросов сейчас осуществляется со смартфонов.
6. Оффлайн-продвижение
Для раскрутки ресторана можно использовать наружную рекламу, внешнее оформление заведения, брендовую сувенирную продукцию, рекламную полиграфию.
Например, если вы открываете кафе в бизнес-центре, поставьте у входа в здание переносной штендер с меню. Особое внимание стоит уделить оформлению входной группы, окон или витрины ресторана. Приятная цветовая гамма, мягкое освещение и интерьерные украшения привлекут внимание гостей.
Брендовую сувенирку разыгрывайте в конкурсах или дарите при заказе доставки. Делать подарки можно не только клиентам, но и поставщикам. Ведь там работают люди, которые тоже ходят в рестораны.

Рекламная полиграфия работает, если нужно привлечь внимание локальной аудитории. Новая пиццерия в микрорайоне может заказать распространение листовок по почтовым ящикам или рекламу в лифтах.
7. Реклама по геолокации
Это географический таргетинг, где показ рекламных объявлений настраивается для аудитории с точностью до улицы или станции метро. Можно продвигать семейное кафе в отдельно взятом жилом комплексе или ресторан в деловом центре города. Инструмент повышает эффективность затрат на рекламную кампанию за счет более точного попадания в целевую аудиторию.
Настроить геотаргетинг можно в Яндекс Директ, Google Ads и других рекламных системах. Для рекламы в соцсетях эта функция также доступна.
8. Рассылки по email, в соцсетях и мессенджерах
Если нужно сообщить клиентам о сезонной акции, скидках или запуске нового меню, можно сделать рассылку писем. Помните, что отправлять письма нужно только тем, кто согласился получать рекламу. Например, владельцам скидочных карт, которые заполнили анкету и оставили email и телефон.
Письмо для рассылки нужно правильно оформить: сделать красивый макет, добавить привлекательный визуал, написать полезный текст.
9. Размещение в каталогах
Разместите ваш ресторан в интернет-справочниках и локальных каталогах. Чтобы понять, где регистрироваться, введите в строке поиска запрос «рестораны/кафе в (название города)». Посмотрите, какие сайты в топе выдачи, и разместите на них ваше заведение.

10. Программы лояльности
Скидочные карты помогают получить постоянных клиентов: люди ценят возможность сэкономить. Также программа лояльности позволяет собрать базу контактов для рекламных рассылок.
Не относитесь к скидкам для клиентов формально. Дисконт в 1% при среднем чеке в ресторане 2 000 ₽ не повысит лояльность аудитории. По возможности предоставляйте владельцам карт ощутимые преимущества.
Не обязательно выпускать физические карты, скидку можно привязать к номеру телефона. Программа может строиться не только вокруг процента скидки, но и давать вещественные бонусы. По этому принципу работают акции «10-я чашка кофе бесплатно».
11. Онлайн-запись и чат на сайте
Используйте онлайн-чаты на сайте, чтобы общаться с клиентами. Не всегда у гостей есть время и желание читать информацию о ресторане на сайте. В чате сотрудники смогут быстро ответить на вопросы. Например, можно использовать Envybox или Jivosite.
Сделайте бронирование столиков удобным для клиентов с помощью сервисов онлайн-записи. Добавьте виджет сервиса на сайт. Клиенты будут переходить по ссылке и выбирать удобное время посещения. Вы не будете терять гостей из-за того, что телефон был занят, или администратор не успел ответить на звонок.
12. Мероприятия
Обычно рестораны устраивают тематические мероприятия к праздникам, но можно только этим не ограничиваться. Привлечь внимание к заведению помогут мастер-классы, дегустации, гастро-ужины и выступления артистов.
Например, в семейном кафе можно организовать детский мастер-класс по приготовлению печенья. В винном ресторане устроить дегустацию вин определенного региона. Гастро-ужин приурочить к началу сезона какого-то продукта. Сопровождать вечер может музыка от местных кавер-групп.

13. Работа с отзывами
На сайте обязательно должна быть форма обратной связи для гостей. Отзывы помогают улучшать сервис и вовремя исправлять ошибки персонала.
Реагировать нужно и на отрицательные, и на положительные комментарии. Если клиент недоволен, разберитесь в ситуации, признайте недоработку и предложите компенсацию в виде скидки или бесплатного блюда. Если вам пишет довольный клиент, поблагодарите за высокую оценку ресторана.

Оперативно отвечать нужно также на отзывы со специальных сайтов и картографических сервисов. Программа Google Alerts поможет отслеживать все новые упоминания ресторана в интернете. Если отзывов у вас не так много, можно заказать отзывы на специальных сервисах.
14. Контекстная реклама
Это инструмент, который подстраивается под поисковые запросы пользователей. Контекстную рекламу можно настроить через Яндекс Директ и Google Ads (сейчас недоступен в России).
Первые три строки в поисковой выдаче часто являются контекстной рекламой. Позже пользователь будет видеть тематические рекламные баннеры на сайтах-партнерах. Даже если человек не кликнет по объявлению, этот способ работает на узнаваемость бренда.
15. Публикации в медиа
Рассказать о вашем ресторане можно в интернет-СМИ и даже в печатных изданиях, если находитесь в небольшом городе. Это может быть нативная статья или обзор личного бизнес-опыта. Прямой рекламы лучше избегать. Никто не будет читать длинный текст, явная цель которого – продажа. Напишите интересный материал, а бренд упоминайте «фоном».

Заключение
Невозможно заранее сказать, какой инструмент продвижения будет лучше работать для вашего ресторана или кафе. Поэтому тестируйте разные способы, анализируйте результаты и накапливайте опыт. В итоге у вас выработается индивидуальная стратегия.
Полезные ссылки:
- Как стать маркетологом с нуля
- 10 лучших сервисов ЭДО
- Психология цвета в маркетинге и рекламе
- 8 лучших франшиз кофеен
*продукт компании Meta – признана экстремистской организацией и запрещена в России
Запись 15 способов продвижения ресторана/кафе: в интернете, оффлайн, платно и без бюджета впервые появилась Postium.